«Прокуратура Колыванского района разъясняет о противодействии экстремизму и терроризму», «Гарантии и ограничения при заключении трудового договора с несовершеннолетними»
«Прокуратура Колыванского района разъясняет о противодействии экстремизму и терроризму»
Терроризм представляет собой большую угрозу национальной безопасности Российской Федерации: похищение людей, взятие заложников, угоны самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация.
Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Российское законодательство, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные Законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.
Действия и преступления, имеющие террористический характер, регулируются исключительно Уголовным Кодексом Российской Федерации и образуют собой такие составы преступлений, как: террористический акт, предусмотренный ст. 205 УК РФ, содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
Указанные преступления влекут за собой наказания в виде лишений свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы.
Так, лидеры экстремистских группировок завлекают молодое поколение в свои объединения, обещая им легкое решение всех проблем, предлагают деньги. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе новые.
Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Так в целях профилактики и предупреждения совершения молодежью преступлений необходимо проводить комплексные мероприятия по формированию правовой культуры в молодежной среде. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
«Гарантии и ограничения при заключении трудового договора с несовершеннолетними»
Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий и ограничений при заключении трудового договора с несовершеннолетними, в частности:
1) лица, не достигшие возраста 18 лет при заключении трудового договора, подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. ст. 69, 266 ТК РФ);
2) для лиц, не достигших возраста 18 лет, при приеме на работу не устанавливается испытание (ст. 70 ТК РФ);
3) с работниками, не достигшими возраста 18 лет, не допускается заключение договора о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Привлечение к полной материальной ответственности осуществляется лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения (ч. 3 ст. 242, ст. 244 ТК РФ);
4) несовершеннолетним работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ):
для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.
Указанные нормы рабочего времени сокращаются не менее чем вдвое, если несовершеннолетний в течение учебного года совмещает получение общего или среднего профессионального образования с работой, за исключением периода каникул. Для подтверждения факта учебы по требованию работодателя необходимо представить справку из учебного заведения (ч. 4 ст. 92 ТК РФ, п. 1.1 разд. 1 Руководства, утв. Рострудом);
5) продолжительность ежедневной работы (смены) для несовершеннолетнего работника не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от 14 до 15 лет - 4 часа, в возрасте от 15 до 16 лет - 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов;
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 часа;
6) несовершеннолетних работников запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с утвержденными перечнями) (ст. 268 ТК РФ);
7) ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. При этом по заявлению работника оплачиваемый отпуск за первый рабочий год должен быть предоставлен и до истечения 6 месяцев непрерывной работы. Непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска запрещено. Также недопустимы замена отпуска денежной компенсацией и отзыв из отпуска (ч. 3 ст. 122, ч. 4 ст. 124, ч. 3 ст. 126, ст. 267 ТК РФ).